Город Шахты расположен в 65 км от Ростова на главном ходу Северо-Кавказской железной дороги. Большинство поездов, следующих на черноморское побережье, Кавказ и в Крым, делают на станции Шахтная двухминутную остановку. При взгляде на карту может показаться, что ничего интересного в железнодорожном отношении он из себя не представляет. Однако же, попробуем всё-таки немного покопать.
Шахты, как нетрудно догадаться, обязаны своему появлению открытому в этой местности угольному месторождению. Ещё в XVIII веке проезжающие мимо люди обратили внимание на выступающие со склонов реки Грушевки пласты угля. Первоначально их вывозили на донские пристани на гужевых повозках и, возможно, на небольших баржах по Грушевке и Аксаю.
Однако, таким образом много угля не перевезёшь, и промышленники обратили внимание на появившийся новый вид транспорта — железные дороги. К 1860 году их строительство в России только зарождалось: если не считать Царства Польского, действовали дороги из Петербурга в Москву, в Псков и небольшие ветки в Царское Село и Петергоф.
В 1861 году было принято решение строить железную дорогу Грушевка — Максимовка (Каменоломни) — Новочеркасск — Аксайская, дорога строится три года. До Ростова она не была доведена несколько километров из-за того, что Ростов был тогда другим «субъектом империи» — он относился к Екатеринославской губернии с центром в нынешнем Днепропетровске.

Начальная станция дороги располагалась у хутора Поповка в черте современных Шахт, несколько южнее нынешнего моста через Грушевку на Советской улице.
Грушевская железная дорога полностью сохранилась до сих пор. Бо́льшая её часть, от Каменоломен до Аксая, является главным ходом СКЖД, а оставшийся отрезок до Максимовки — подъездным путём на склады, которые как раз и находятся на месте бывшей станции Грушевка.
Железная дорога оставалась изолированной недолго. Уже в 1871 с севера была проведена Воронежско-Ростовская железная дорога, примыкавшая к существующей линии на ст. Каменоломни. Недалеко от Каменоломен была построена ст. Шахтная.
Затем была построена ветка от ст. Шахтная до ст. Власовские копи. Сама станция Власовские копи была открыта в 1895 или в 1897 году. Вот как это показано на карте 1910 года:
С севера на юг видна Воронежско-Ростовская железная дорога, южное ответвление на восток — изначальная железная дорога до Грушевки, северное — вышеупомянутая дорога до Власовских копей.
Затем ответвления были соединены между собой:
При этом вблизи ст. Грушевка железная дорога, опускаясь в балку реки Грушевки, имела слишком большой уклон, поэтому впоследствии параллельно линии от Каменоломен была обустроена новая линия, это произошло, предположительно, в 1916 году. Затем участок с уклоном был разобран.
После войны станция Власовские копи была перенесена на новое место, на полтора километра ближе к Каменоломням.
В итоге хронология строительства линий выглядит так:
Прогуляемся же по Шахтинскому кольцу. Выходим из поезда на ст. Шахтная и направляемся на север. Вскорости главный ход СКЖД уходит налево, а интересующая нас дорога — направо.
Рядом с дорогой — несколько путей, поросших небольшими деревьями:
Полотно ремонтируется: часть шпал железобетонные. Заменённые старые шпалы валяются на откосах.
Заросли подступают вплотную к рельсам:
На шпалах растут какие-то грибы:
Хорошо видно клеймо. Из него узнаём, что этот рельс типа Р65 выпущен на Нижнетагильском металлургическом заводе в марте 1967 года.
Подходим к посёлку Новоазовка:
Вскорости после переезда начинается ответвление налево, к бывшей шахте «Наклонной» и бывшему заводу Железобетонных изделий:
Наката нет, всё заростает. Мёртвым предприятиям дорога не нужна:
Третий переезд, уже поактивнее. Настолько поактивнее, что шлагбаум преграждает путь поезду, а не автомобилям:
После переезда дорога раздваивается:
Правый путь уходит к каким-то скаладам:
Через некоторое время и левый тоже. Странно, ведь по карте железная дорога должна идти прямо!
Впереди большая низина, по ней она идти не могла. Единственное место → левополоса слева. И точно, лесополоса укрывает насыпь, на ней — старые шпалы:
Вероятно, раньше перед переездом была ещё одна стрелка, но сейчас от неё ничего не осталось. Продолжаем двигаться дальше!
По правую сторону открывается прекрасный вид на Шахты. Едва заметная насыпь — разобранный путь к хлопчато-бумажному комбинату:

По заросшей лесом насыпи идти невозможно, возвращаюсь на уютную тропинку:
Пройдя ещё какое-то время, выходим к двум резервуарам:
Они построены прямо на трассе бывшей дороги. Залезем по удобной лестнице наверх и обернёмся назад. Железная дорога проходила параллельно просеке с левой стороны:
Теперь посмотрим вперёд. Здесь трассу снова скрывает листва деревьев:
После резервуаров прямо по насыпи проложена просёлочная дорога:
Справа — овраги долины реки Грушевки:
Опускается в небольшую выемку:
И выходит к железнодорожному мосту через Грушевку:
Правда, пролёт в нём заменён на пешеходный:
Вид с моста вверх по течению. Видны трубы закрытой Шахтинской ГРЭС (слева) и построенной вместо неё Шахтинской газотурбинной электростанции:
Вид вниз по течению. Шахты здесь утопают в зелени:
Взглянем на мост со стороны. Довольно высокий!
Двигаемся дальше на восток по улице Косыгина. Железнодорожный путь проходил правее проезжей части. Газовая труба, очевидно, построена позднее.
Из земли впервые за длительное время проступают шпалы:
Заросли наступают с обеих сторон. Сложно представить, что здесь когда-то ходили поезда:
Тем временем бывший путь поворачивает на 90° и теперь направлен строго на юг. Здесь первоначально располагалась станция Власовские копи:
Вид оттуда же на север. Направо, откуда мы пришли, шла ветка на Шахтную, а прямо — на Шахтинскую ГРЭС:
Вот как она выглядела в 30-е годы XX века:
Далее путь проходил под двумя мостами. Дальний мост — автомобильный, под улицей Волконского, ближний — бывший железнодорожный на шахту имени Комсомольской правды, сейчас по нему проходит тротуар:
После моста трасса бывшей железной дороги, погрязшая в камышах, снова делает поворот на 90° и направляется в обратную сторону, на запад. Скоро должна начаться новая станция Власовские копи.
Заходим в одну из тропинок, пересекающих её, и видим рельсы!
В следующей такой тропинке путь раздваивается. Да, это ничто иное, как северная горловина станции.
Путь основательно зарос. Только пешеходная тропинка не даёт зарослям сомкнуться окончательно:
Толщина деревьев позволяет представить, как давно здесь не ходят поезда:
Постепенно лес расступается и перед нами предстаёт сама станция — четыре пути в относительно целом состоянии:
Идём дальше. Пути то скрываются, то поднимаются над густой травой. Видна мачта освещения:
Проходим станцию до конца, пути сходятся в один. Неужели он продолжится до станции Грушевский антрацит?
Но сразу после него нас ждёт разочарование — рельсы варварски вырваны:
Хаотично валяющиеся шпалы позволяют предположить, что рельсы были вырезаны автогеном и украдены:
Тем временем тропинка, идущая вдоль путей, отворачивает налево, к дачам. Приходится и нам идти по ней:
С дач хорошо видна трасса железной дороги:
Проходим дачи и возвращаемся к железке — здесь она проходила в выемке.
Приближаемся к Грушевскому антрациту и снова видим рельсы!
Вскорости появляется и сама станция, очевидно действующая:
Однако уже смеркается, и путешествие придётся продолжить в следующий раз.